Находясь рядом с новоиспечённым генеральным директором Bentley Франком-Штеффеном Валлизером, я ощущаю пульс мощного автомобиля Continental GT Speed, который он ведёт с лёгким смешком и азартом. В этот момент он почти спорит с самими собой, стараясь придать своему голосу мрачный оттенок, когда речь заходит о завершении производства культового двигателя W12. Мы находимся внутри нового флагмана, и его носовая часть, некогда напоминавшая выдающийся W12 с двумя турбинами, теперь заполнена подключаемым гибридным V8, показывающим удивительную производительность.
«Другие производители, безусловно, приняли иное решение, — говорит он. — Например, Aston Martin обновил свой V12, Ferrari и Lamborghini намерены держаться за свои V12 в обозримом будущем. Но я уверяю вас, поездки на нашей альтернативе доставляют истинное наслаждение».
В этот момент Франк, желая добавить выразительности своему аргументу, разгоняет автомобиль, наполнив уютный салон завораживающим ревом V8. «Это, безусловно, мой любимый автомобиль W12, Continental GT следующего поколения, — продолжает он. — Двигатель замечательный, он уникален и потрясающ по своей инженерии. Буду ли я по нему скучать? Да, по его наследию и технике. Это нечто неповторимое».
С этим утверждением невозможно не согласиться. Следующий вопрос.
Меня, как журналиста, давно интересовала кулиса мирового концерна Volkswagen. Как определяется будущее брендов, жаждущих технологий и капитала? Это подобие логова драконов, где руководители нервно предстают на суд, отстаивая свои проекты, и лишь некоторые покидают его с призом — новейшими инженерными решениями? Или это скорее Гладиатор: таинственный Колизей где-то в Вольфсбурге, где победитель выходит окровавленным, но с важной новацией?
«Вот один из секретов Volkswagen, — замечает Франк, — и, откровенно говоря, я всё ещё ищу ответ». Этот человек, создавший легендарный Porsche 918 Spyder, точно знает, как получать максимальные результаты. «Этот вопрос действительно интересен. Я уверен, что часть ответа заключается в вашей сети контактов, в людях, которых вы знаете. Нет универсального совета, который нам бы указал: «Вот, эта технология идет туда, а эта — сюда…». Если у вас доверительные отношения и вы знаете, где принимаются решения, вы сможете узнать о будущих планах. Но чтобы успеть на волне изменений, необходимо быть открытым новому. В инженерии, когда видишь ранний прототип, честно сказать, это зачастую не лучший опыт. Он ещё нуждается в доработке. Поэтому нужно оценивать: «Подойдёт это для нашего автомобиля?» И если нет, спрашивать: «Виноваты ли мы в этой неуверенности?» На этом этапе разговор о Bentley становится особенно актуальным — требуются оценки потенциала».
Это, по сути, подтверждает, что связи столь же важны в рамках византийского концерна Volkswagen, как и вне него. Вспоминаю те два месяца, которые стали для Франка настоящей трансформацией — переход из Porsche в Крю. Его обширная сеть друзей и коллег невольно впечатляет.
«Все происходило быстро, — утверждает он. — У меня уже были обсуждения о том, каким проложим путь в будущее. За годы работы на меня завели контакты в Группе. Мы обменивались идеями. Я уже управлял несколькими автомобилями Bentley на своей прежней должности [вице-президент по разработке архитектуры и характеристик автомобилей Porsche]. В конце марта мне позвонили с вопросом, не заинтересован ли я в этой должности. Я переговорил с женой, сел в самолёт, немного прокатился на арендованной машине — всё было под покровом тайны. Принял решение и согласовал его с руководством Группы».
У меня были крепкие отношения с Оливером Блюмом [генеральным директором группы VW и Porsche]. Это не вызывало трудностей. Он одобрил. Вспоминаю, как мы стартовали в один и тот же период и всегда были в дружеских отношениях — это очень поддерживало. В плане 918-го он представлял техническую концепцию, а затем передал её мне. Этот опыт как бы открыл двери для нового самого эмоционального пути в руководство Bentley…
Первый день Франка в роли генерального директора и председателя совета директоров Bentley пришёлся на первое июля 2024 года. И, как говорится, это было печально известное время для вступления. Volkswagen сталкивался с рядом вызовов — включая резкие колебания спроса на новые продукты и растущие противоречивые требования к электрификации. Всех маркетменов волновал вопрос: как можно выполнить задачи по электрификации с ограниченной отдачей в краткосрочной перспективе? Однако его опыт с владением Bentley как раз оказался прихотливым подводным камнем.
«Мой опыт с 918 Spyder был достаточно всесторонним и неслучайным. Я охватывал совершенно разные аспекты бизнеса: от закупок и производства до отношений с клиентами и маркетинга. Это было настоящее приключение, захватывающее и полное значительных вызовов. Но каждый раз, когда мы достигали успеха в доставке автомобиля клиентам, это было прекрасным моментом — от передачи ключей до фразы: «Теперь ваше авто готово, можете ехать». Это именно то, что нужно запомнить, когда работаешь над проектом – тот самый момент, когда клиент впервые восхищается своим автомобилем-исключением».
«Я чувствую, что Bentley — это продолжение всего, что я делал ранее, и меня вдохновляет сочетание технических и маркетинговых аспектов, взаимодействия с клиентами и послепродажного обслуживания — настоящая целостная картина. В мире автомобильной индустрии бровки на ладони, может быть, около ста брендов, и как часто у вас появляется шанс управлять одним из них? Поэтому Bentley — это не просто авто для меня, это нечто более. Я воспринял это как чудесную возможность».
Актуальная линейка (Continental GT 2+2, Flying Spur и две версии Bentayga) завораживает не меньше, чем прежде, вызывая восторг от перспектив, которые она открывает.
«Это очень важный выбор. Я считаю, что модель Bentayga по-прежнему является уникальной на рынке. Недавно я вновь прокатился на этом автомобиле по северным дорогам Уэльса вместе с конкурентами и могу заверить, он по-настоящему хорош. Хотя я понимаю предысторию и обоснования принятых ранее решений — никто не избегал обязательств, последнее обновление [выпущенное в 2020 году, включающее мелкие изменения как в интерьере, так и экстерьере] не продвинуло модель настолько далеко, насколько это было возможно».
Учитывая, что неспособность Bentley максимально использовать потенциал растущего рынка роскошных внедорожников тревожит Франка, он заявляет: «Несомненно, у внедорожников есть огромный потенциал. Bentayga, как и другие модели, осталась в тени». Он пронзён необходимостью продвинуть модель в такие форматы, как DBX, Cullinan или Urus в том числе из-за выдающихся конкурентов, ставящих машины в уникальные обстоятельства».
Первый электромобиль, который по слухам должен войти в ассортимент марки, ожидается в 2026 году, и симпатии аудитории к новому «городскому внедорожнику» разгорятся в новейшей интерпретации Bentley. «Он будет по меньшей мере 5 метров в длину, а значит, легче будет маневрировать в условиях города», — поясняет Франк. «Он будет невероятно универсальным как для поездок по городским условиям, так и для дальних поездок, что может привлечь новых клиентов, к тому же среди нынешних владельцев Bentley интерес к электромобилям остается довольно низким. Мы убеждены, что этот автомобиль поможет в решении этой проблемы».
Новый подошел к концепции электрификации Bentley менее агрессивно, чем в начале 2022 года, когда было объявлено о плане «Пять из пяти», включающем пять новых электромобилей до 2030 года. Эта программа, требующая инвестиций в 2,5 миллиарда фунтов стерлингов, нацеливалась на превращение Bentley в лидера в сегменте экологически чистых автомобилей класса люкс. Однако теперь план пересмотрен на 2035 год. С 2026 по 2035 годы компания стремится выпустить равноценные модели исторически успешных HYBRID и PHEV, несмотря на задержки с Bentayga в 2025 году».
«Первый электрический Bentley действительно станет реальностью в 2026 или 2027 годах», — утверждает Гринк. «Это часть стратегии, которую мы определили с момента моего прихода. Разумеется, всё может измениться, ведь у нас есть пятилетние программы, которые могут подвергаться обновлениям».
Чаще всего к изменению подхода Bentley приводит слабый клиентский спрос на электромобили, а не проблемы с техническими или финансовыми аспектами. Крю снова настаивает, что «продать его можно только тогда, когда клиент не в сомнении. Явно, что исключительно сильно зависит от политических обстоятельств».
«Говоря реалистично, это не тот сегмент, который покупают для поездок игрушек — на них не оценивают налоговое снижение или выигрыш от минимизации налогов. Это реальный рынок. Мы видим, что сейчас он снижается, но это ненадолго, и со временем спрос будет восстанавливаться, и мы будем готовы, когда наш первый электромобиль будет готов в 2026/2027 годах, это будет совпадать с новой волной признания потребителей».
Как паутина контактов Франка, созданная за годы работы в Bentley, окажет поддержку в ближайшие годы, его лицо поможет желать уверенности в контроле над будущими платформами и новой авто линии следующего десятилетия. «Наш городской внедорожник будет построен на усовершенствованной платформе, которая также будет использована в электрическом Porsche Macan», — добавляет он, пытаясь развеять сомнения в отношении совместимости технологий.
«Вопрос в том, какая платформа будет выбрана. И впоследствии у нас много выборов. Должны быть учтены требования всех брендов. Даже программное обеспечение имеет немалое влияние. Сила команды влияет на результат. Итак, наиболее главный вопрос — что мы можем взять из этого? У нас есть возможность творить как угодно; нам нужна основа, которая даст возможность с соответствующими характеристиками».
«Нельзя забывать: Bentley — это не только классика с кожаной отделкой и шикарным интерьером. Это также — технологическая компания, и наш опыт позволяет сохранять уникальные качества, отвечая на все запросы. Герметичность платформы и инженерная работа для нас — основа. Именно это позволяет нам сохранять высокие позиции на уровне качества и уникальности».
Ощущения от вождения у Bentley будут изменены? В конце концов, франк оставит свою метку на многих крупнейших спорткарах Porsche за последние два десятилетия. За вопросами о скорости стоит противоречие наследия, не так ли? С одной стороны, у Bentley богатое наследие, включая Ле-Ман, Пайкс-Пик и гонки ГТ, с другой — они должны работать над современными технологиями и характеристиками. «Можно ли сказать, что Porsche важной частью?», — спрашиваю я. Но момент развёл в воздухе: «Это международный документ, и «комфорт» — слишком общее слово. Для меня, это «легкость» в управлении, незаметная и придающая уверенности».
Сможет ли Bentley вернуться в автоспорт? «Нет, пока нет. Спортивные транспортные средства — это важный шаг. Мы находимся в поисках пути. По поводу чемпионата мира, безусловно, было бы полезно установить общий регламент. Сейчас это не в приоритете. То же самое касается спортивного автомобиля — это не приоритет, хотя желание имеется».
В конце концов, стратегическая прогулка во главе этого концерна Bentley радует. Главное, чтобы франк зарекомендовал себя как инноватор, инженер и мастер взаимодействия с миром в ближайшие годы.